27.02.2017

RNC Pharma: по итогам 2016 г. уровень концентрации сетевой фармрозницы в ТОП-15 достиг 36,8%

Москва, РФ – Аналитическая компания RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам 2016 г.

Подводя итоги 2016 г. для российской фармрозницы очень сложно подобрать какой-то однозначный эпитет. Несмотря на глубоко пессимистичное начало и весьма умеренный оптимизм весенне-летнего сезона, последние месяцы прошлого года темпами восстановления натурального спроса удивили даже матёрых аналитиков. Развитие рынка в начале 2017 г. пока тоже вполне оптимистичное, так что, если общеэкономическая ситуация не будет ухудшаться, мы вполне можем констатировать завершение кризиса и вступление отрасли в фазу количественного роста.

В отношении качественного развития отрасли тоже есть, что отметить. Помимо уже ставших привычными тенденций к консолидации, которые, кстати, активно продолжались и в 4-м квартале 2016 г., российский фармритейл стал свидетелем, а отчасти и участником целого ряда процессов, связанных с эволюцией интересов неспециализированной розницы к фармацевтическому рынку. Интересы эти, стартовавшие несколько лет назад бурной дискуссией о необходимости разрешения продажи ЛП вне аптечных учреждений, к настоящему времени существенно трансформировались. Сейчас можно наблюдать примеры куда более глубокого партнёрства FMCG-ритейла с фармрозницей и даже попытки самостоятельной игры отдельных его представителей на фармрынке.

Характерно, что интересы неспециализированной розницы отграничены отнюдь не только off-line форматом, на протяжении прошлого года мы видели не один пример стремления представителей интернет-бизнеса расширить свою продуктовую матрицу за счёт ЛП и парафармацевтики. Здесь правда пока так и не удаётся прийти к единому знаменателю в отношении возможностей on-line торговли ЛП – документ, подготовленный в конце прошлого года, до сих пор не вступил в силу. Очевидно, что данная тема будет одним из ключевых трендов развития фармритейла в текущем году.

Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2016 г.

Аптечная сеть

Расположение центрального офиса

Количество точек на 01.01.2017

Доля на рынке по итогам

2016 г., %

ЛП

не ЛП

рынок в целом, без ЛЛО

Классические аптечные сети

1

АСНА1

Москва

4 215

7,5

6,2

7,2

2

Аптечная сеть 36,6

Москва

1 782

4,5

3,9

4,4

3

Ригла2

Москва

1 756

4,3

4,7

4,4

4

Имплозия2

Самара

2 058

2,7

3,6

2,9

5

Планета Здоровья

Пермь

1 106

2,5

1,7

2,3

6

Доктор Столетов (включая Озерки)

Москва

346

2,4

2,1

2,3

7

Радуга (включая Первую Помощь)2

С.-Петербург

1 185

2,2

2,4

2,3

8

Нео-Фарм

Москва

315

1,7

1,0

1,6

9

Фармаимпекс2

Ижевск

598

1,7

1,8

1,7

10

Фармакопейка - Твой Доктор

Москва

872

1,6

1,2

1,5

11

Фармленд

Уфа

715

1,4

1,5

1,5

12

Мелодия здоровья

Новосибирск

912

1,1

1,2

1,1

13

Максавит (включая 36,7С)

Н.Новгород

287

1,1

0,5

0,9

14

Вита

Самара

690

1,1

1,6

1,2

15

Самсон-Фарма

Москва

66

1,0

1,3

1,1

Аптечные ассоциации3

1

Фармацевтическое партнерство

Москва

3 630

6,3

5,1

6,1

2

МФО

С.-Петербург

952

1,2

1,5

1,2

3

ВЕСНА

С.-Петербург

623

0,9

1,3

1,0

4

ПроАптека

Москва

506

0,7

0,4

0,7

5

Аптека.ру

Новосибирск

13 308

0,4

1,0

0,5

6

Парнас

Москва

234

0,4

0,5

0,4

1 - АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа

2 - экспертная оценка

3 - позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек

Источник: RNC Pharma

Подробная версия рейтинга будет опубликована в газете «Фармацевтический Вестник» №8 от 7 марта 2017 г.

Cписок новостей