Врач-инфекционист рассказал, как формируется коллективный иммунитет

Спустя несколько месяцев после начала пандемии пациенты начали массово проходить тестирование на антитела к коронавирусу. Статистика показала рост положительных результатов в разных регионах России и возник вопрос, можно ли говорить о формировании коллективного иммунитета. Андрей Поздняков, врач-инфекционист «Инвитро» рассказал о том, что такое коллективный иммунитет и как он формируется.

Коллективный (или популяционный) иммунитет означает, что часть населения стала невосприимчива к какому-либо инфекционному агенту. Популяционный иммунитет формируется двумя способами:

1. После встречи с инфекцией и прохождения инфекционного процесса – от бессимптомных форм до болезни различной степени тяжести.

2. После вакцинации.

При сформированном коллективном иммунитете 1 инфицированный заражает не более 1 человека. Тот, в свою очередь – одного или никого. Соответственно, заболеваемость инфекцией протекает без вспышек, нет чрезмерной нагрузки на систему здравоохранения.

Один из ключевых вопросов пандемии COVID-19 заключается в том, как и когда можно добиться коллективного иммунитета. Исследователи считают, что иммунитет будет достигнут при 60-70% людей, невосприимчивых к коронавирусу.

По данным «Мониторинга.Инвитро»* на 29 сентября, тестирование на антитела «Инвитро» в России прошло более 700 тыс. человек. Положительные результаты были выявлены у 17% россиян. Лидерами по числу прошедших тестирование остается Москва – более 190 тыс. пациентов, Санкт-Петербург – более 60 тыс., и Новосибирск – более 30 тыс. тестов.

Результаты «Мониторинга. Инвитро» в России показывают, что говорить о коллективном иммунитете еще рано. На данный момент неизвестно, как долго сохраняются защитные антитела у переболевших пациентов. Необходимо продолжить соблюдать все меры индивидуальной защиты и соблюдать рекомендации в зависимости от эпидемиологической обстановки региона.

* - Полная статистика по всем городам присутствия сети в России представлена в разделе «Мониторинг.Инвитро» на официальном сайте группы компаний. Он обновляется в ежедневном режиме и, помимо общего количества выполненных тестов, динамики и географии тестирования, содержит данные по полу и возрасту прошедших исследование людей. «Мониторинг.Инвитро» - важный социально-информационный проект компании, призванный сделать доступной и открытой статистику тестирования на антитела к новой коронавирусной инфекции.