В Пятигорском медфарминституте впервые прошла студенческая олимпиада по фармакогнозии

19 мая в России впервые отмечался День фармацевтического работника, согласно недавнему Постановлению Правительства России.

Накануне своего нового профессионального праздника в Пятигорском медико-фармацевтическом институте (ПМФИ) – филиале ВолгГМУ впервые была организована олимпиада по фармакогнозии, прошедшая в рамках Недели науки ПМФИ.

Поучаствовать в новой олимпиаде приглашались студенты 2-5 курсов. Наибольшую активность проявили третьекурсники.

Организатор олимпиады - научное общество молодых ученых и студентов НОМУС ПМФИ; его члены выступили и как члены комиссии по проверке заданий. Научными консультантами являются преподаватели вуза. Олимпиада проходила в виде тестовых заданий, распределенных на четыре этапа. Сами задания выходили за рамки учебного процесса, и студентам необходимо было подтянуть для их решения и свои знания, и опыт, и просто смекалку.

В дальнейшем олимпиада может быть расширена за счет привлечения иностранных студентов, обучающихся в ПМФИ, и российских студентов, которым интересно попробовать решить задания на иностранных языках.

Пятигорскому медико-фармацевтическому институту (преемнику Пятигорского фарминститута и Пятигорской фармакадемии) уже более 78 лет. Соответственно, специальность «Фармация», по которой обучаются в вузе будущие провизоры, появилась в вузе со дня его основания.

Почему для новой олимпиады была выбрана именно фармакогнозия?

«На этот вопрос легко ответить, так как фармакогнозия (наряду с фармацевтической химией, фармацевтической технологией и организацией и экономикой фармации) является одной из основных профилирующих специальных дисциплин при подготовке специалистов-провизоров, - пояснила научный консультант олимпиады, профессор кафедры фармакогнозии, ботаники и технологии фитопрепаратов, доктор фармацевтических наук Жанна Владимировна Дайронас.

Фармакогнозия играет важную роль в профессиональной деятельности выпускников ПМФИ. Эта дисциплина изучает лекарственное сырье растительного, животного, минерального, а также смешанного происхождения; субстанций, полученных на их основе, а также лекарственных препаратов.

Ни для кого не секрет, что лекарственные средства природного происхождения во всем мире пользуются несомненным успехом, и их производство осуществляют фармкомпании в самых разных странах мира.

«Для студентов на олимпиаде были предложены такие задания, которые немного выходят за рамки учебного процесса, - рассказала профессор. - Участники, таким образом, смогли расширить свои знания в сфере номенклатуры современных препаратов, которые выпускники встретят в аптеке или на фармацевтическом производстве на той или иной должности; а также занимаясь контролем качества или разрабатывая технологию производства, сталкиваясь с ведением технологической и нормативной документации на всех этапах оборота лекарственных средств».

Задания для студентов были подготовлены еще и таким образом, чтобы они содержали современную номенклатуру лекарственных препаратов, которая постоянно меняется.

Например, необходимо было ответить на вопросы следующих категорий: соотнести формулу действующего вещества и его названия; соотнести лекарственное сырье с его эффектом и лекарственными препаратами, полученными на его основе.

«Мы использовали также фото гербариев и упаковок лекарственных препаратов, которые студенты встретят в аптеке и в иной своей профессиональной деятельности. Такой формат на обычных занятиях мы не используем, кроме самых простых тестов, т.е. для них это был момент новизны», - отметила Жанна Владимировна Дайронас.

Вопросы готовили сами студенты, организаторы олимпиады - члены научного общества молодых ученых и студентов НОМУС ПМФИ.

Проверку заданий также осуществляли студенты-старшекурсники - члены НОМУСа. «Для этой цели были отобраны самые активные, самые лучшие, – уточнила профессор Дайронас, - победители и призеры различных олимпиад, в том числе, федерального уровня, уже имеющие опыт работы экспертами в различных выездных школах. На мой взгляд, это несложное для них задание».

Если идея проведения олимпиады по фармакогнозии понравится всем студентам, то в будущем ее можно будет провести и для иностранных студентов ПМФИ, а также российских студентов, осваивающих иностранные языки, - таким видит будущее нового состязания фармацевтической тематики представитель вуза: «То есть всем им можно будет предложить задания еще и на иностранных языках, - на которых ведут занятия преподаватели ПМФИ: английском и французском (языках-посредниках)».

Вобщем, перспективы у новой олимпиады большие.

Как отметил руководитель Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ) – филиала ВолгГМУ, доктор медицинских наук Максим Валентинович Черников, дата нового профессионального праздника - Дня фармацевтического работника очень удачно пришлась на проведение в ПМФИ Недели науки. В программе Недели – и научно-практическая конференция «Во имя жизни и здоровья»; и олимпиада по фармакогнозии; и «истории успеха» - встреча с выпускниками Пятигорского фарминститута и фармакадемии (историческим преемником которых является ПМФИ), которые рассказали студентам о выбранной ими профессии; и исторический ракурс в развитие отечественной фармации. Ряд мероприятий посвящен непосредственно медицинским специальностям, в т.ч. стоматологии.

"Весь комплекс мероприятий свидетельствует о неразрывной связке медицинской и фармацевтической отраслей, ведь лекарственное обеспечение здравоохранения эффективными лекарствами – залог доступной и качественной медпомощи", - подчеркнул руководитель вуза.

Важно также, что организатором Недели науки является научное общество молодых ученых и студентов НОМУС ПМФИ. Несмотря на то, что Неделя науки является уже традиционной, в 2021 году, объявленном Годом науки и технологий, мероприятия приобрели особую актуальность и по-прежнему посвящены популяризации достижений научной и образовательной деятельности ПМФИ в фармацевтической и медицинской сфере.