Старт Третьей Международной недели осведомленности о дислексии в России: разговор о важном

4 октября в Москве на площадке ТАСС прошла пресс-конференция, открывающая Третью Международную неделю осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении. Конференция приурочена к пятилетию «Ассоциации родителей детей с дислексией».

Октябрь считается международным месяцем осведомленности о дислексии. По статистике, около 15–20% людей на планете имеют симптомы дислексии и других речевых трудностей[1]. Во всем мире уже на протяжении 70 лет проходят мероприятия с целью привлечения внимания к трудностям в обучении и поиска эффективных способов их преодоления. В этот период проводятся конференции, вебинары, мастер-классы, круглые столы, лекции и другие мероприятия. В России третий год подряд организатором Недели осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении выступает “Ассоциация родителей детей с дислексией”.

Мероприятия Недели проходят при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина  и Московского музея современного искусства. Генеральные партнеры Третьей Международной недели осведомленности о дислексии: Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Благотворительный фонд «Анастасия». Партнер: SberPrivate Banking.

В этом году программа Недели осведомленности открылась официальной пресс-конференцией в ТАСС. В рамках мероприятия эксперты обсудили результаты пятилетней работы и новые проекты Ассоциации дислексии: запуск Всероссийской горячей линии по вопросам дислексии и проекта оказания Бесплатной онлайн-диагностики и поддержки детей с дислексией и другими трудностями в обучении.

Важным предметом обсуждения стало Всероссийское родительское собрание «Трудности в обучении у детей: открытый разговор на важную тему», которое поддерживает Министерство просвещения Российской Федерации. Мероприятие пройдёт в онлайн-формате, поэтому каждый желающий сможет подключиться к трансляции, зайдя на YouTube-канал Ассоциации 26 октября в 18:00. Среди спикеров, которые примут участие в дискуссии: представители Министерства просвещения Российской Федерации, ведущие научные сотрудники и методисты, а также известные общественные деятели.

Ольга Владимировна Ярославская, Уполномоченный по правам ребёнка в городе Москва, подчеркнула важность соблюдения прав детей и необходимость своевременной диагностики трудностей обучения: «Из-за проблем с чтением, устной и письменной речью появляются неуспешные ученики и потом взрослые люди. В то же время, соблюдение прав ребенка, начиная с самого раннего возраста, очень важно. Без этого невозможно уважение растущего человека, а значит, и его развитие. В соответствии с международной конвенцией, право на образование, неотъемлемая часть всех прав.  Ранняя диагностика дислексии очень важна, ведь чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнётся коррекция, тем больше возможностей для реализации его права на образование. Именно поэтому мы в Москве начали реализацию проекта раннего речевого аудита в детских садах. ГППЦ создал новые методические пособия для воспитателей, директоров учебных заведений и специалистов. Открыта консультативная площадка «Дар речи», где родители могут получить полную информацию и личную консультацию».

Мария Пиотровская, основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией, анонсировала запуск с ноября Всероссийской Горячей Линии по вопросам дислексии. Горячая Линия создана при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации для оказания поддержки и помощи жителям России с расстройствами чтения, письма или счета. Россияне смогут получить бесплатную анонимную консультацию от квалифицированных специалистов Ассоциации дислексии. Информационная помощь будет доступна для родителей детей с дислексией и другими трудностями в обучении дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослых, а также для учителей и специалистов сопровождения (логопедов, психологов, нейропсихологов).

Мария Михайловна Пиотровская, основатель и учредитель Ассоциации родителей детей с дислексией, рассказала о результатах пятилетия работы некоммерческой организации и мероприятиях, которые состоятся в рамках Третьей Международной Недели осведомленности о дислексии: «Трудности в обучении - это распространенное явление, ведь они касаются порядка 25-30% детей. Именно поэтому так важна активная просветительская деятельность Ассоциации родителей детей с дислексией, особенно в рамках Третьей Международной недели осведомленности о дислексии. Наша задача - донести до родителей и учителей, что ранняя диагностика и, соответственно, своевременно оказанная помощь, могут решить большую часть проблем и дадут возможность ребёнку стать успешным в будущем. Тем более, что помощь от специалистов Ассоциации дислексии сегодня можно получить онлайн абсолютно бесплатно всем гражданам России. Мы понимаем, что еще не все родители готовы говорить о дислексии открыто, поэтому также запускаем конфиденциальную бесплатную Всероссийскую горячую линию по вопросам дислексии. Учителя, специалисты сопровождения (логопеды, нейропсихологи, психологи), родители могут позвонить и получить консультацию. Мы безгранично рады, что сегодня этот диалог становится возможным и приглашаем всех желающих на Всероссийское родительское собрание 26 октября, чтобы обсудить самые важные вопросы, касающиеся здоровья наших детей».

Доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Татьяна Александровна Соловьева рассказала о научно-методическом обеспечении процесса образования детей с проблемами речи и коммуникации: «Образование детей с трудностями и нарушениями письменной речи может и должно выстраиваться на основании принципов непрерывности, доступности, гибкости и вариативности. Внимание Министерства просвещения Российской Федерации к вопросам обеспечения адресных специальных условий, в том числе для детей с речевыми нарушениями, позволило запустить  обновление, разработку программного обеспечения образовательного процесса в школах. Это привело к повышению квалификации педагогических работников российских школ, обучающих детей с дисграфией и дислексией. Также, в результате анализа кадрового обеспечения учителями-логопедами, была организована соответствующая подготовка в педагогических вузах».

Сегодня существует множество российских научных исследований, посвящённых проблемам обучения школьников с трудностями обучения. Мнением о важности партнерства профессионального сообщества и родителей в интересах детей с трудностями обучения поделилась Доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» Маргарита Николаевна Русецкая: «Дислексия давно является предметом пристального внимания мировой науки. Тысячи публикаций фиксируются международными базами Scopus и WOS. И хотя русскоязычный сектор (и доля российских публикаций на иностранных языках) не входит в топ этого перечня, все же именно отечественные разработки должны учитываться и использоваться в первую очередь. Поскольку далеко не все зарубежные приемы и подходы диагностики и коррекции можно переложить на русскоязычное письмо и чтение, а любая методика требует тщательной апробации. В этом отношении годами проверена эффективность методик коррекции нарушений письма и чтения Г.В. Чиркиной,  Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, а также диагностических систем А.Н. Корнева, Т.В. Ахутиной, О.А. Величенковой, тесно взаимодействующих с Ассоциацией родителей и детей с дислексией».

Петр Григорьевич Положевец,  исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», рассказал о значимости ранней диагностики трудностей в обучении и инфраструктуры поддержки детей: «Ранняя и своевременная диагностика трудностей в обучении помогает выбрать эффективную стратегию коррекции нарушений чтения и письма. Очень важно, чтобы сегодня родители и педагоги были осведомлены о дислексии и методиках Диагностики и Скрининга уровня речевых навыков, доступных как на ранней стадии развития, так и на этапе подготовки к школе. Благотворительный фонд «Вклад в будущее» видит важную задачу формирования повсеместной и доступной онлайн-диагностики и навигации с помощью онлайн ресурсов, поэтому мы поддерживаем проект «Бесплатной онлайн-диагностики и помощи детям с трудностями в обучении»  и многие другие инициативы Ассоциации родителей детей с дислексией».

***

Об Ассоциации родителей детей с дислексией

Ассоциация родителей детей с дислексией -  инициативная группа деятелей культуры, науки и бизнеса, созданная в 2016 году. Ее целью является разработка системных решений проблем детей и подростков, испытывающих трудности в обучении, создание методологии и научно-практической базы для работы со школьниками и студентами, поиск и поддержка талантливых детей с особенностями восприятия. Миссия Ассоциации – создание государственной инфраструктуры в области образования детей с трудностями в обучении и законодательное закрепление прав таких учеников.

Первая Международная неделя осведомлённости о дислексии, организатором которой стала Ассоциация родителей детей с дислексией, прошла в Государственном Эрмитаже в октябре 2019 года. В рамках события состоялись мастер-классы, лекции, дискуссии, презентации соцопроса и новых образовательных технологий и программ на тему дислексии. В 2020-ом году, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в мире, Ассоциации дислексии удалось провести мероприятие в онлайн-формате. Программа включала пресс-конференцию, логодиктанкты и вебинары. Состоялась и первая международная научно-практическая онлайн-конференция «Трудности в обучении: эффективные стратегии помощи детям», собравшая ведущих ученых и практиков из России, США, Израиля, Финляндии.  

В рамках Недели 2020 года также была проведена акция «Логопоезд в регионы» - эксперты Ассоциации дислексии провели в регионах консультации для родителей, диагностику детей, а также мастер-классы и лекции для специалистов и школ.

О Государственном Эрмитаже

Государственный Эрмитаж хранит коллекцию, насчитывающую более трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Государственный Эрмитаж включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации и находится под покровительством Президента Российской Федерации.

 О Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства и хранящий памятники, созданные мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

«Доступный музей» — инклюзивный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, направленный на повышение доступности образовательных и выставочных программ для разных категорий посетителей. С 2016 года в рамках проекта проводятся экскурсии на русском жестовом языке, мероприятия с тифлокомментированием, творческие мастер-классы для детей и подростков с особенностями развития, а также дискуссии с профессионалами, родителями, тьюторами и экспертами, посвященные работе с посетителями с инвалидностью. Музей выражает благодарность за поддержку проекта Благотворительному фонду «Абсолют-Помощь» и лично председателю общего собрания фонда А.А. Светакову.

О Московском музее современного искусства

Московский музей современного искусства (ММОМА) – первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Основанный в 1999 году, сегодня ММОМА – один из самых активных участников художественной жизни страны; он располагается на шести площадках, пять из которых – в историческом центре Москвы и еще одна – в Перово, где находятся Музей Вадима Сидура, экспозиция которого полностью переведена на азбуку Брайля. Ежегодно музей проводит более 60 проектов самого разного масштаба – от дебютных показов начинающих авторов и концептуальных экспозиций до международных фестивалей и ретроспектив крупных художников. Приоритетными направлениями деятельности ММОМА также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов.

О Благотворительном фонде Сбербанка «Вклад в будущее»

Деятельность Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» нацелена на позитивные изменения в российском образовании с учетом вызовов современного мира. Программы и проекты фонда создают возможности и условия для развития личностного потенциала, навыков XXI века и новых грамотностей у школьников и педагогов по всей стране.

Другим важным направлением деятельности фонда является поддержка лучших инициатив по формированию в России инклюзивной среды, обеспечивающей членам общества равные возможности для полноценной жизни вне зависимости от особенностей развития и здоровья

О Благотворительном фонде «Анастасия»

Благотворительный фонд «Анастасия» основан в 2013 году для оказания помощи детям. Миссия фонда - отвечать общественному запросу на социальные преобразования, следуя семейными ценностям и традициям мировой филантропии. В настоящий момент работа НКО направлена на поддержку подрастающего поколения в здравоохранении, культуре, образовании, спорте и экологии.

О подразделении Сбербанка «Sber Private Banking»

Sber Private Banking — подразделение Сбер, которое занимается обслуживанием частных клиентов и входит в блок «Управление благосостоянием» Сбербанка. Sber Private Banking выступает партнером своих клиентов в реализации их филантропических задач, которые помогают менять ситуацию в обществе к лучшему


[1] https://dyslexiarf.com/chasto-zadavaemye-voprosy/