БАД или не БАД? Вот в чём вопрос качества

21 ноября 2025

Сегодня биологически активные добавки к пище продолжают находиться в поле зрения как регуляторов, так и потребителей, а рынок БАД продолжает активно развиваться. Согласно данным ЦРПТ («Честный знак») за апрель – сентябрь 2025 г. продажи продукции выросли в 2,5 раза. За последние 2 года обязательная программа маркировки БАД показала свои результаты обеления рынка. За это время были предложены и приняты новые законодательные инициативы: запрет на распространение информации, содержащей предложение о розничной торговле биологически активными добавками, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми запрещена (без маркировки, с превышением дозировок), предусмотрена возможность назначения биодобавок врачами, которые активно обсуждались в информационном пространстве, что привело к ряду вопросов со стороны потребителей. При этом вопрос качества присутствующих на рынке БАД остается довольно острой темой.

Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ), отмечает, что согласно аналитическим данным АИТЗ, наблюдается рост рынка БАД не только в деньгах, но и в упаковках. «Это снова подтверждает, что люди все больше интересуются осознанным приемом биодобавок и подчеркивает важность обращения на рынке качественной, безопасной и проверенной продукции. Благодаря введению системы маркировки с каждым годом это становится все более возможным. Однако результаты мониторингов производителей биодобавок ставят все новые вызовы со стороны системы регулирующих и законодательных органов для обеспечения качества поступаемой к потребителю продукции».

Сегодня в системе «Честный знак» присутствует 33 отрасли – это 970 тыс. компаний, для отслеживания деятельности которых применяются современные качественные инструменты, предиктивная аналитика, искусственный интеллект. В 2025 году в следствии полугодового мониторинга ЦРПТ было выявлено, что среди 2,3 тыс. производителей БАД, деятельность 32 российских производителей оказалась подозрительной. Вследствие проведенной проверки этих предприятий, в отношении 26 компаний (80% из проверенных), подозрения подтвердились – они оказались псевдопредприятиями, которые не имеют производственных мощностей. Сейчас готовится постановление правительства, которое даст полномочия ЦРПТ заблокировать компании-нарушители в системе и остановить выдачу QR-кодов на продукцию и, соответственно ее оборот.

Как сообщает Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак»), подобные «творческие» попытки обхода системы отслеживания будут продолжаться со стороны недобросовестных производителей, поэтому основной задачей «Честного знака» является поиск новаторских идей и решений, которые позволят пресечь возможные пути обхода установленных требований.  

Например, благодаря действующему уже полтора года на кассах разрешительному режиму (системе проверки кода маркировки при розничной реализации) удалось заблокировать порядка 2,6 млрд небезопасных, потенциально некачественных товаров. Среди БАД в 2025 году остановлена продажа 27 млн упаковок, из которых почти 14 млн это продукция с признаками фальсификата и 10 млн – с подозрением на контрафакт. С октября 2024 года этот режим позволил сократить попытки продажи БАД с признаками контрафакта в 5 раз, а фальсификатов в 30 раз.

Серьезной проблемой до сих пор остается вопрос реализации БАД на маркетплейсах, однако, подход самих площадок к вопросу предоставления потребителям качественной и безопасной продукции показывает положительную динамику.

Принятый Федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики», который вступит в силу в октябре 2026 года и установит единые правила для маркетплейсов, агрегаторов услуг и других цифровых платформ, которые позволят регулировать отношения между участниками реализации биодобавок, повысить прозрачность, разграничить ответственность между площадкой и продавцом, а также защитить права всех участников, включая самозанятых и фрилансеров. Благодаря единым критериям проверки основных соответствий для БАД (является ли участником системы «Честный знак», наличие остатка продукции на балансе, проверка кодов и маркировки) ЦРПТ рассчитывает исключить 80% нарушений.

Еще одним важным вопросом обеления рынка БАД остается гармонизация требований к маркированным товарам и поставкам, которые производятся или поставляются через страны ЕАЭС.

Эксперты сходятся во мнении, что гарантом приобретения качественных БАД от добросовестных производителей остается аптечный сегмент. Важным моментом в этом случае является безальтернативный входной контроль БАД аптеками и отпуск БАД через кассу.

«В первую очередь необходимо сфокусироваться на предоставлении безопасных и проверенных БАД через понятные и доступные каналы реализации, а именно аптеки, для поддержки здоровья потребителей. Мы наблюдаем одинаковые требования со стороны законодательства и регулирующих органов к продукции как отечественных, так и иностранных производителей: они понятны и прозрачны. Развитие национального производства БАД, культуры их производства и потребления, важно и необходимо для развития индустрии в целом», – комментирует Хакан Эртюрк, генеральный директор компании Solgar в России и странах СНГ.

Эксперт также отмечает, что внимание потребителей к БАД продолжает расти, культура потребления становится все более осознанной. Из пищи получить все необходимые вещества и минералы все сложнее из-за доступности качественных продуктов не только в России, но и в мире.

«Подбор БАД лучше осуществлять исходя из индивидуальных потребностей организма вместе со специалистом с медицинским образованием, и инициатива назначения БАД врачами с превентивными целями или для устранения дефицитов в организме, кажется интересным опытом. Мы регулярно проводим обучающие мероприятия для профессионального фармацевтического и медицинского сообщества», – добавляет Хакан Эртюрк.

Известно, что БАД относятся к категории продуктов, влияющих на здоровье потребителей. Поэтому присутствие на российском рынке качественных и безопасных БАД остается одной из приоритетных задач контролирующих и законодательных органов, а прямая коммуникация в партнерстве с добросовестными производителями каждый год помогает продвинуться и достичь поставленных целей.

Все новости
Фармацевтический портал «ИНФАРМ» – специализированный информационный ресурс о фармацевтической промышленности, медицинской промышленности и здравоохранении.
Сетевое издание Фармацевтический портал "ИНФАРМ" ЭЛ № ФС 77-79078