Культура безопасности - это где ошибки рассматриваются не как личные неудачи, а как возможности для улучшения качества

08.12.2020.г. Москва. - Проблемы и перспективы внедрения систем контроля качества и безопасности медицинской деятельности в российское здравоохранение обсудили эксперты на научно-практической конференции «Методологические и практические аспекты управления качеством и безопасностью медицинской помощью». Конференция организована ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России.

Об опыте АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в управлении качеством и безопасностью медицинской деятельностью рассказала представитель руководства по качеству Елена Галанина. Сегодня АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) – единственное медицинское учреждение в России, четыре раза подряд подтвердившее соответствие международным стандартам качества JCI. Клиника признана Росздравнвдзором лидером по качеству и безопасности медицинской помощи среди российских медучреждений.

Рассказывая о высоких требованиях, которые сегодня предъявляются международными медицинскими сертифицирующими организациями, Елена Галанина отметила важность регулярной работы медучреждения над вопросами качества оказания медицинской помощи и рассказала о тех методах и практиках, которые помогают АО «Медицина» сохранять лидерские позиции по качеству и безопасности медпомощи:

«Здравоохранение – обладает высокой степенью опасности, которую вполне можно сравнить с альпинизмом по риску смертельного исхода. Ежегодно гибель людей в результате врачебных ошибок, превышает смертность в автомобильных авариях. Поэтому качество и безопасность в медицинском учреждении – основополагающий параметр работы любой медицинской организации. При этом важно понимать, что качество должно соблюдаться на всех этапах оказания медицинской помощи, только в этом случае мы можем гарантировать пациенту безопасность и тот объем медицинской помощи, в котором он нуждается», - подчеркнула эксперт.

Система менеджмента качества и безопасности клиники регулируется, прежде всего, национальными стандартами, разработанными Росздравнадзором, и международными стандартами JCI. Это позволяет ВАО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) постоянно отслеживать качество медицинской помощи, при необходимости своевременно проводить корректирующие действия.

«Переход на международные стандарты помог нам пересмотреть многие вопросы организации работы, влияющие на риск причинения вреда пациенту и сотрудникам во время их пребывания в клинике. Раз от раза правила и критерии аккредитации становятся жестче, но повышение этих требований оправдано реальной практикой, которую сегодня формируют сами аттестованные клиники», - говорит Елена Галанина.

Сегодня в АО «Медицина», как и в медицинских учреждениях США, Германии или Израиля действует программа мониторинга ошибок, в рамках которой собираются и анализируются ошибки, зарегистрированные сотрудниками клиники. Эти ошибки являются предметом анализа для того, чтобы выработать алгоритмы, препятствующие их повторению в будущем.

Мониторинг ошибок в клинике начинали внедрять с заполнения анонимных бумажных анкет, в которые сотрудники клиники вносили ошибки. Сегодня это серьезная программа, в которой сообщение об ошибке может подать каждый сотрудник со своего рабочего места. Такая работа в клинике поддерживается, а сотрудники, заявившие о совершенной непреднамеренной ошибке, или той, которая могла бы произойти в результате неправильных действий, поощряются. И если еще в 2014 году количество таких сообщений составляло 126, то сейчас программа контроля врачебных ошибок клиники ежегодно регистрирует до 360 сообщений.

«Сегодня мы стремимся, чтобы количество таких сообщений за год достигло 600. Согласно мировой статистике, каждый медработник как минимум один раз в год совершает какую-либо ошибку. У нас в клинике 600 врачей и медицинских сестер. И если нам удастся достичь такого результата, то это будет огромным потенциалом для улучшений. Меняя таким образом культуру безопасности, где ошибки рассматриваются не как личные неудачи, а как возможности для улучшения системы и предотвращения причинения вреда, мы формируем рабочую среду, которая помогает нам и нашим коллегам защищать своего пациента на всем протяжении его пребывания в клинике», - отметила Е. Галанина.

Практика международной сертификации помогла медучреждению быть готовыми и к прохождению аккредитации по «Практическим рекомендациям по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи», которые являются российским национальным стандартом, и требуют серьезного изменения процессов в российских клиниках, стремящихся быть лучшими.

В декабре 2019 года поликлиника и стационар АО «Медицина» получили наивысшую экспертную оценку ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, кроме того, клиника стала победителем Всероссийского конкурса ведомства «За качество и безопасность медицинской деятельности» и получить наивысшую оценку ведомства. По итогам аттестации АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) было предложено стать центром компетенций для оказания консультационной помощи медицинским организациям в построении системы управления качеством и безопасностью медицинской помощи в соответствии с требованиями Росздравнадзора и JCI.