Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения
Что такое дислексия?
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение[1].
- 15–20% всего населения Земли имеют симптомы дислексии и связанные с ней трудности обучения[2].
- 10% россиян – дислексики[3].
- Приблизительно у 1 из 10 учащихся встречается дислексия[4].
Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — распространенные особенности восприятия информации, о которых, к сожалению, так мало знают учителя и родители[5]. Следствием трудностей в обучении может стать школьная неуспешность. Чтобы помочь ребенку, важно быть осведомленным о данной проблеме и уметь определять симптомы нарушений.
Дислексия — сложности в овладении чтением. Среди симптомов дислексии встречаются:
- Трудности заучивания букв алфавита
- Медленный темп чтения
- Потеря строки при чтении текста
- Ошибки при чтении слов
- Игнорирование знаков препинания при чтении
- Чтение без понимания
Дисграфия и дизорфография — трудности в овладении письмом. Бывают следующие симптомы этих нарушений:
- Большое количество ошибок (более 5 в 1 работе)
- Переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги
- Искажение слов, добавление к ним лишних букв и слогов
- Постоянные трудности с выполнением письменных работ
- Проблемы с почерком
- Трудности ориентации на листе бумаги
- Проблемы с освоением программы по русскому языку
- Часто медленный темп письма
- Сложности с письменным изложением мыслей
Дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями. Среди их симптомов встречают:
- Трудности с освоением прямого и обратного счета
- Отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными
- Неспособность начать счет с определенной цифры
- Трудности распознавания даты и времени
- Сложности восприятия графиков, формул, таблиц
Зачастую симптомы нарушений проявляются еще в раннем возрасте. Очень важно быстро их замечать и сразу начинать работу по коррекции вместе с ребенком.[6]
Зрительно-пространственные и моторные сложности
- Проблемы с развитием мелкой моторики;
- Не может правильно повторить ритм;
- Игнорирование стоящих слева знаков, букв и даже страницы.
Нарушение ориентации и памяти:
- Путается во временах года, днях недели или времени суток;
- Трудно ориентируется в понятиях «право – лево»;
- Проблемы с короткой памятью.
Проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания:
- Отвлекается, тяжело сосредотачивается;
- Часто теряет вещи;
- Перебивает, когда говорят другие;
- Возникают трудности с организацией деятельности.
У родителей зачастую возникает вопрос: лечится ли дислексия?
Дислексия — это не болезнь, поэтому лекарства от нее нет. Это состояние, на которое может оказать положительное влияние правильно организованное обучение.
90% детей с дислексией при своевременной диагностике и помощи могут успешно учиться в обычной общеобразовательной среде [7].
Дислексию можно скорректировать. Профессиональная логопедическая и нейропсихологическая помощь в детском саду и 1-м классе приведет в будущем к значительному уменьшению количества проблем с обучением чтению и письму.
Все чаще люди говорят об особенностях, связанных с чтением и письмом. Октябрь во всем мире является месяцем осведомленности о дислексии. Ассоциация родителей детей с дислексией Марии Пиотровской ежегодно организует круглые столы, конференции, мастер-классы, лекции, дискуссии и презентации на тему дислексии.
Сегодня люди с дислексией могут легко обратиться за помощью в учреждения, работа которых направлена на диагностирование и коррекцию нарушений, связанных с чтением и письмом.
- Портал организационно-методической поддержки центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) — бесплатная логопедическая и психологическая помощь.
- Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — создание особых условий обучения.
- Ассоциация родителей детей с дислексией — бесплатная онлайн-диагностика для всех регионов РФ, получение рекомендаций по определению индивидуального образовательного плана.
Ассоциация родителей и детей с дислексией оказывает бесплатную комплексную онлайн-помощь для граждан РФ из всех регионов страны. Мы помогаем семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении; Образовательным организациям, нуждающимся в экспертной методической поддержке, а также в разработке адаптированной общеобразовательной программы (АООП).
Специалисты консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.
Консультация проходит в два этапа:
1) 25-минутная бесплатная первичная ознакомительная онлайн-консультация;
2) 55-минутная диагностическая онлайн-консультация логопеда или нейропсихолога.
В результате консультации родители получают:
1) Аргументированное заключение по результатам диагностики, которое можно использовать как экспертную оценку развития ребенка;
2) Направления к профильным специалистам;
3) Основные направления психолого-педагогической работы с ребенком;
4) Дорожную карту по организации психолого-педагогического сопровождения;
5) Подборку обучающих материалов для занятий с ребенком;
6) Ссылки на полезные статьи, видео и другие материалы.
ПОДРОБНЕЕ О ДИСЛЕКСИИ В ФОРМАТЕ ИНФАГРАФИКИ:
***
Ассоциация родителей детей с дислексией — инициативная группа деятелей культуры, науки и бизнеса, созданная в 2016 году Марией Пиотровской в целях разработки системных решений проблем детей и подростков, сталкивающихся с трудностями в обучении; создания методологии и научно-практической базы для работы со школьниками и студентами, испытывающими сложности с обучением; поиска и поддержки талантливых детей с особенностями восприятия.