Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения

Что такое дислексия?

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение[1].

  • 15–20% всего населения Земли имеют симптомы дислексии и связанные с ней трудности обучения[2].
  • 10%  россиян – дислексики[3].
  • Приблизительно у 1 из 10 учащихся встречается дислексия[4].

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — распространенные особенности восприятия информации, о которых, к сожалению, так мало знают учителя и родители[5]. Следствием трудностей в обучении может стать школьная неуспешность. Чтобы помочь ребенку, важно быть осведомленным о данной проблеме и уметь определять симптомы нарушений.

Дислексия — сложности в овладении чтением. Среди симптомов дислексии встречаются:

  • Трудности заучивания букв алфавита
  • Медленный темп чтения
  • Потеря строки при чтении текста
  • Ошибки при чтении слов
  • Игнорирование знаков препинания при чтении
  • Чтение без понимания

Дисграфия и дизорфография — трудности в овладении письмом. Бывают следующие симптомы этих нарушений:

  • Большое количество ошибок (более 5 в 1 работе)
  • Переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги
  • Искажение слов, добавление к ним лишних букв и слогов
  • Постоянные трудности с выполнением письменных работ
  • Проблемы с почерком
  • Трудности ориентации на листе бумаги
  • Проблемы с освоением программы по русскому языку
  • Часто медленный темп письма
  • Сложности с письменным изложением мыслей

Дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями. Среди их симптомов встречают:

  • Трудности с освоением прямого и обратного счета
  • Отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными
  • Неспособность начать счет с определенной цифры
  • Трудности распознавания даты и времени
  • Сложности восприятия графиков, формул, таблиц

Зачастую симптомы нарушений проявляются еще в раннем возрасте. Очень важно быстро их замечать и сразу начинать работу по коррекции вместе с ребенком.[6]

Зрительно-пространственные и моторные сложности

  • Проблемы с развитием мелкой моторики;
  • Не может правильно повторить ритм;
  • Игнорирование стоящих слева знаков, букв и даже страницы.

Нарушение ориентации и памяти:

  • Путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • Трудно ориентируется в понятиях «право – лево»;
  • Проблемы с короткой памятью.

Проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания:

  • Отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • Часто теряет вещи;
  • Перебивает, когда говорят другие;
  • Возникают трудности с организацией деятельности.

У родителей зачастую возникает вопрос: лечится ли дислексия?

Дислексия — это не болезнь, поэтому лекарства от нее нет. Это состояние, на которое может оказать положительное влияние правильно организованное обучение. 

90% детей с дислексией при своевременной диагностике и помощи могут успешно учиться в обычной общеобразовательной среде [7].

Дислексию можно скорректировать. Профессиональная логопедическая и нейропсихологическая помощь в детском саду и 1-м классе приведет в будущем к значительному уменьшению количества проблем с обучением чтению и письму.

Все чаще люди говорят об особенностях, связанных с чтением и письмом. Октябрь во всем мире является месяцем осведомленности о дислексии. Ассоциация родителей детей с дислексией Марии Пиотровской ежегодно организует круглые столы, конференции, мастер-классы, лекции, дискуссии и презентации на тему дислексии.

Сегодня люди с дислексией могут легко обратиться за помощью в учреждения, работа которых направлена на диагностирование и коррекцию нарушений, связанных с чтением и письмом.

  • Портал организационно-методической поддержки центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) — бесплатная логопедическая и психологическая помощь.
  • Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — создание особых условий обучения.
  • Ассоциация родителей детей с дислексией — бесплатная онлайн-диагностика для всех регионов РФ, получение рекомендаций по определению индивидуального образовательного плана.

Ассоциация родителей и детей с дислексией оказывает бесплатную комплексную онлайн-помощь для граждан РФ из всех регионов страны. Мы помогаем семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении; Образовательным организациям, нуждающимся в экспертной методической поддержке, а также в разработке адаптированной общеобразовательной программы (АООП).

Специалисты консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.

Консультация проходит в два этапа:

1) 25-минутная бесплатная первичная ознакомительная онлайн-консультация;

2) 55-минутная диагностическая онлайн-консультация логопеда или нейропсихолога.

В результате консультации родители получают:

1) Аргументированное заключение по результатам диагностики, которое можно использовать как экспертную оценку развития ребенка;

2) Направления к профильным специалистам;

3) Основные направления психолого-педагогической работы с ребенком;

4) Дорожную карту по организации психолого-педагогического сопровождения;

5) Подборку обучающих материалов для занятий с ребенком;

6) Ссылки на полезные статьи, видео и другие материалы.

ПОДРОБНЕЕ О ДИСЛЕКСИИ В ФОРМАТЕ ИНФАГРАФИКИ:

***

Ассоциация родителей детей с дислексией — инициативная группа деятелей культуры, науки и бизнеса, созданная в 2016 году Марией Пиотровской в целях разработки системных решений проблем детей и подростков, сталкивающихся с трудностями в обучении; создания методологии и научно-практической базы для работы со школьниками и студентами, испытывающими сложности с обучением; поиска и поддержки талантливых детей с особенностями восприятия.